favicon3

Совместный проект по когнитивным исследованиям Факультета психологии МГУ имени М.В. Ломонова и Московской театральной школой Олега Табакова

Впервые на проектной смене «Большие вызовы» Образовательного центра «Сириус» факультет психологии МГУ имени М.В. Ломонова совместно с Московской театральной школой Олега Табакова реализовали совместный проект «Нейрофизиологические корреляты распределения внимания актёра при воплощении им художественного образа». Проект реализовывался в рамках трека «Когнитивные исследования».

В цель проекта ставилась задача – изучить, как освоение актёрских методик влияет на уровень концентрации внимания, и происходит ли синхронизация мозговой активности актера и зрителя во время актёрской игры. Для оценки изменения мозговой активности в префронтальной коре, свидетельствующей об изменении концентрации внимания, был использован передовой метод нейровизуализации fNIRS-систем Octamon (Brite Frontal, Brite Lite) Artinis.
fNIR (функциональная спектроскопия в ближней инфракрасной области) представляет собой неинвазивный оптический метод, позволяющий измерять изменения концентрации оксигемоглобина (O2Hb) и дезоксигемоглобина (HHb) в мозговой ткани, сопровождающие психическую активность.

* Спектроскопия в околоинфракрасном диапазоне или оптическая томография (fNIRS)  — новый метод функциональной нейровизуализации. Методика схожа с функциональной МРТ, однако с помощью fNIRS возможно оценивать активность коры не внутри томографа, а в лаборатории и даже на улице во время двигательной активности или повседневных дел пациента. fNIRS-системы излучают свет в околоинфракрасном диапазоне в виде двух волн разной длины, благодаря которым можно распознать два состояния оксигенации гемоглобина. Оптоды и детекторы излучения устанавливаются в специальную шапочку. Системы fNIRS оценивают уровень окси- и дезоксигемоглобина, что позволяет оценить активность всех областей коры головного мозга в режиме реального времени.

Участники эксперимента были разделены на экспериментальную группу, освоившую актерские методики, и контрольную группу, которая не проходила обучение актерским техникам.

Изначально все участники прошли компьютеризированные тесты на оценку уровня внимания и рабочей памяти. Результаты показали, что стартовое состояние участников обеих групп было одинаково, т.е. все участники находились в равных условиях. Затем, в течение 10 дней, экспериментальная группа под наставничеством талантливого артиста Московской театральной школы Олега Табакова — Михаила Шугарёва – проходила обучение актерским методикам, параллельно осваивая работу с функциональной спектроскопии в ближней инфракрасной области под руководством студента магистратуры «Когнитивная нейронаука» факультета психологии — Нефельд Екатерины. Участники экспериментальной группы являлись «актерами», которые рассказывали заранее подготовленное стихотворение для случайно выбранных сторонних участников, которые выступали в роли «зрителей». (Кстати, участниками экспериментальной группы стали — Козаченко Марьяма, Киржаева Дарья, Пустовит Анастасия, Рябцева Вероника, Шаталова Александра). В момент прочтения стихотворения подавались специальные отвлекающие стимулы, которые позволяли зафиксировать способность удержания внимания на текущей деятельности «актера». Во время исследования мозговая активность всех участников регистрировалась с помощью fNIRS (система Octamon от производителя Artinis Medical Systems).

В ходе обработки данных были получили интересные результаты. Гипотеза о положительном влиянии актерских методик на уровень удержания внимания подтвердилась: оказалось, что участники исследования, проходившие актерские тренинги в течение 10 дней, удерживали внимание на своей роли лучше, чем неподготовленные участники. Предположение о синхронизации нейронной активности «актёра» и «зрителя» так же подтвердилось и, теперь, требует дополнительного изучения.

За время работы над этим проектом участники получили действительно уникальный опыт! Они познакомились с одним из самых современных методов нейровизуализации fNIRS, опробовали на себе настоящие актерские методики К.С. Станиславского и провели собственное исследование, которое, мы надеемся, они станут развивать и в будущем!

В ведении проекта помогала совместная команда в составе директора Московской театральной школы Олега Табакова Самусевой Марины Викторовны, заместителя декана факультета психологии МГУ Долгих Александры Георгиевны, заместителя декана факультета психологии Ковалёва Артёма Ивановича.

Поделитесь ссылкой эту страницу

Поделиться в vk
VK
Поделиться в facebook
Facebook
Поделиться в linkedin
LinkedIn
Поделиться в telegram
Telegram
favicon3
Похожие статьи

Изучение раннего развития мозга малышей и дошкольников в реальных условиях с помощью Brite и BabyBrite fNIRS system

ToddlerLab в Биркбеке (Лондонский университет) — новый центр, предназначенный для изучения развития мозга дошкольников в возрасте от 3 до 6 лет и малышей. Поскольку проводить

Читать полностью »

Обзор технических характеристик устройств fNIRS

Задача устройств fNIRS от производителя Artinis — это максимально быстро и безопасно получить данные об активности коры головного мозга. Для этого предлагается самый широкий спектр устройств fNIRS. При этом, все эти устройства можно комбинировать и сочетать для создания оптимальной, удобной и полной конфигурации. Чтобы помочь вам выбрать наиболее подходящие устройства для вашего исследования, мы составили короткую, но в тоже время емкую сравнительную таблицу с наиболее важными характеристиками для каждого fNIRS устройства.

Читать полностью »

Запрограммирован ли наш мозг на тоску?

Резюме: нейровизуализационное исследование раскрывает нейронную основу для мотивации воссоединения с тем человеком, которого вы любите. Полученные результаты помогают объяснить, почему социальное дистанцирование столь тяжело переносится.

Читать полностью »
Обратная связь
Мы свяжемся с вами в течение 15 минут